Ко времени смерти Святослава (все о Святославе) три его сына управляли Русью в качестве наместников. Ярополк правил Киевом, Олег- землей древлян, а Владимир- Новгородом. Главным советником Ярополка был Свенельд (который еще при  Игоре претендовал на земли древлян).

    В повести временных лет излагается: Сын Свенельда  Лют отправился в землю древлян на охоту. Князь Олег также там охотился и убил Люта как браконьера. Поэтому вспыхнула кровная вражда между Ярополком и Олегом, и  Свенельд постоянно подогревал Ярополка атаковать своего брата и захватить его собственность, ибо желал отомстить за сына.

    В последовавшей войне 976г. Олег был разбит и погиб во время панического отступления его дружины, сброшенный с моста перед городом в ров. Когда нашли его тело,  Ярополк подошел и заплакал на ним и говорил Свенельду: “Смотри на исполнение твоего желания.” После этого эпизода имя Свенельда  более не употреблялось в летописи(возможно либо он вскоре умер либо впал в немилость).

Владимир ("Святой", "Красное солнышко")

    Когда новость о смерти Олега достигла Владимира ,он бежал в Скандинавию. Ярополк остался единственным князем Руси. Однако ненадолго, ибо Владимир вернулся с отрядами нанятых варягов. Верный духу своего отца, Владимир отправил своему брату послание об объявлении войны.

    Первым ходом Владимира стал захват Полоцка, важного пункта на пути из Новгорода в Смоленск, управляемого варяжским князем Рогволодом. Владимир попросил руки его дочери Рогнеды.  Этот эпизод послужил материалом для эпической поэмы, из которой летописец, должно быть, и почерпнул свою информацию. «Рогволод спросил у своей дочери, хочет ли он замуж за Владимира. Я не буду, - ответила она, снимать сапоги с сына рабыни, и вместо него желаю Ярополка (следует вспомнить, что мать Владимира, Малуша, была домоправительницей Ольги. Снятие сапог с мужа было одним из символических актов, совершаемых невестой в ходе древнерусской брачной церемонии). Разозленный отказом Рогнеды, Владимир привел к Полоцку сильную армию, состоявшую из варягов, словенов, чуди и кривичей. Он атаковал город, убил Рогволода и двух его сыновей и женился на ней силой.

    Затем он двинулся на юг против Ярополка (все о правлении Ярополка).Последний был предан своим главным советником Блудом, по совету которого он согласился вести переговоры с Владимиром. Варяжские сподвижники Владимира предательски убили его (977г.)

 

Походы Владимира

    Владимир уделял большое внимание открытию западного пути для расширения русской торговли в этом направлении.Его первый шаг в западном направлении был сделан. Он двинулся на поляков и захватил Перемышль, Нервен и значительное количество западноукраинских городов (981г.).

    Двумя годами позже Владимир предпринял поход против литовского племени ятвягов и захватил их страну в верхнем бассейне реки Неман. К востоку от Днепра прежде всего ему надлежало вновь завоевать вятичей, которые восстало после смерти Святослава. Необходимы были две кампании (981-982гг.). Затем он атаковал радимичей и завоевал их (984г.).В 985г.

    Владимир повторил шаг Святослава, атаковав волжских булгар. В этот поход князь с его русской дружиной отправились на лодках, а его тюркские союзники, торки, следовали по суше верхом. Кампания закончилась победой.

Обращение Владимира в христианство.

    Когда Владимир вступил в Киев, он находился в жесткой аппозиции к христианству. Он установил идолы языческих богов на холме в стороне от своего дворца в Киеве, а его дядя и наместник в Новгороде Добрыня действовали в том же духе. Согласно «Повести временных лет», идолы в Киеве представляли следующих божеств: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симарга и Мокоша. Во время Владимира языческий культ характеризовали человеческие жертвоприношения: это был период мрачной языческой реакции.

Симаргл-птица-собака. Функцией которой было распространение семян жихни на воде и земле.

идол бог Перун.
Русалка в традиционном славянском представлени( рис. Билибина)

    Но Владимир со временем стал понимать необходимость принятия одной из великих религий, с тем чтобы положить конец религиозной изоляции Руси. Он собрал своих вассалов и старейшин города для обсуждения ситуации и было решено изучить все религии, с которыми русские были знакомы – ислам, иудаизм, греческое и латинское христианство, с тем чтобы прийти к определенному заключению.

    Владимир выслушивал проповедников различных вер и посылал русских представителей в страны, где они были приняты, объединяет реальные исторические тенденции. Посланцы более всего находились под впечатлением греческого богопочитания.  Вассалы Владимира добавили еще один аргумент в пользу греческого православия: «Если бы греческая вера была злом, ее бы не приняла твоя бабка Ольга, которая была мудрее других людей».

    В этот момент случилось так, что поворот событий в Византийской империи сделал сближение между Русью и Византией необходимым для юного византийского императора Василия II (976-1025гг.).Посланники Василия прибыли в Киев в январе или феврале 988г. Целью их миссии было уговорить Владимира послать отряд варягов в Константинополь, чтобы оказать поддержку маленькой армии Василия. За эту помощь Василий был готов заплатить высокую цену. Посланникам было поручено пообещать Владимиру руку принцессы Анны, сестры Василия. Владимир, со своей стороны, должен был, разумеется, согласиться на крещение.Вследствие этой чести, а также существования сильной христианской партии при его дворе, Владимир принял предложения Василия и был крещен, очевидно, в феврале 988г. Он получил христианское имя Василий в честь императора.

    Владимир честно выполнил свою часть сделки, послав в Константинополь шеститысячную армию варягов. Они прибыли в имперскую столицу летом 988г., и с помощью этих войск Василий разбил противника. Варда Фока вынужден был спешно отступить. Варяги преследовали его и в итоге разгромили в битве при Абидосе 13 апреля 989г., в которой сам Варда погиб.

    Но избежав опасности, император Василий чувствовал себя все меньше и меньше расположенным посылать свою сестру на Русь, что, конечно, не могло не раздражать Владимира. Ни одно из обязательств не было выполнено(помимо Анны обещали епископа,наделенного властью для организации Русской Церкви), и Владимир решил оказать давление на Византию, атаковав византийские владения в Крыму.

    Владимир направился в Крым весной 989г. К июлю пала Корсунь. В истории осады, описанной в «Повести временных лет», говорится, что он получил совет от Анастасии, человека из Корсуни, раскопать и перерезать трубы, которые снабжали город водой из находившихся за его пределами источников. Когда поставка воды была отрезана, у жителей осталась одна возможность – сдаться. 

поход Владимира на Корсунь. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

    После взятия Корсуни император, в конце концов, должен был согласиться на выход своей сестры замуж за победителя. Принцесса прибыла в побежденный город, и свадьба отмечалась там. Затем Владимир вернул город императору в качестве подарка жениха.

    Весной или летом 990г. Владимир вернулся в Киев, привезя с собой не только невесту, но также множество крымских священников, мощей святых, священных сосудов и икон. Он был теперь искренне готов начать христианизацию Руси.

    Вслед за возвращением в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

    Языческие святилища были заменены христианскими церквами. Большинство состояло из спешно построенных деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени при постройке первого величественного киевского каменного собора – Успения Богородицы, также известного как Десятинная церковь. Ее возведение началось в 990г. и завершилось в 996г.

Десятинная церковь.

    Церковь получила свое название «Десятина», так как князь гарантировал для нее десятину со всей Руси, выплачиваемую из княжеской казны. В 996г. он издал важное «Церковное уложение», позднее пересмотренное между 1007 и 1011гг. Кроме указа о десятине уложение положило начало церковным подворьям. С постройкой все большего количества церквей появлялись также епархии. К концу царства Владимира их было уже семь: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и Ростовская.

    Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозным событием: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию. В глазах самих русских обращение делало их частью цивилизованного мира.

    15 июля 1015г Владимир планировал поход на Новгород. Но по дороге сильно разболелся и умер. Мощи святого Владимира положили в раку из мрамора, которая была поставлена в Десятинном Успенском храме рядом с ракой царицы Анны.

Заказать