Оценка Василия III возможна благодаря послу имперской Германии барону Сигизмунду фон Герберштейну.  В своей знаменитой книге о Руси Герберштейн отмечал: « в том как Василий III управлял народом он превзошел всех правителей целого мира. Русские открыто заявляли, что воля князя-это воля Господа и что все, что делает князь, делается по воле Господа. И если кто0то задает вопрос о чем-то неясном, русские отвечают, что о том ведают Господь и великий князь».

    Василий III, как и его отец Иван 3 (все о Иване 3 Великом), увлекался архитектурой. Он возводил много церквей, включая собор Архангела Михаила в Московском Кремле. Установил каменные стены в Нижнем Новгороде и Туле.

    Сам Василий был физически крепким и активным. Много путешествовал, его страстью была охота. Первый брак был устроен его отцом Иваном III, который сначала пытался найти ему невесту в Европе, но поиски не закончились успехом.        Пришлось выбирать из 1500 знатных девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Жену выбрали под именем Соломония, дочь Юрия Сабурова, который был писцом Обонежской пятины Новгородской земли.

    Поскольку первый брак был бесплоден, Василий III был несчастен. Согласно Псковской летописи  он добился развода в 1525 году, и в начале следующего года женился на Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. Первоначально новая супруга также не могла забеременеть, но в конце концов 25 августа 1530 года у них родился сын Иван, будущий Иван Грозный (все о правлении Ивана Грозного), а затем и второй сын — Юрий.

Внутренняя политика.

1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую. Картина Клавдия Лебедева.

    Когда Василий III взошел на трон, Псков еще пользовался автономией. Тогда Василий разработал план присоединения Пскова. Сначала он сместил своего наместника в Пскове Петра Шуйского и заменил его князем Репня-Оболенским. Следуя наставлениям Василия III, князь Репня не стал предварительно сообщать псковским властям о своем прибытии. Псковичи вынуждены были принять его без официальных церемоний, что позволило Репне не чувствовать себя обязанным придерживаться псковских традиций. Псковский летописец отмечает, что Репня с псковским народом был жесток. Он сурово расправлялся с горожанами из высших сословий и поощрял жалобы простых людей на бояр и городских чиновников.

    26 октября 1509 г. Василий III прибыл в Новгород со своим братом Андреем и боярами. Как только псковичи узнали о этом, они отправили в Новгород своих посланников, чтобы высказать Василию свои обиды на князя Репню. Посланники вручили Василию небольшую сумму денег (150 новгородских рублей) в качестве дара. Дар был милостиво принят, и посланникам сказали, что великий князь готов позволить псковичам изложить ему их жалобы в присутствии Репни, и если окажется, что Репня виновен, великий князь готов наказать его. Однако многие псковичи не хотели обвинять в различных притеснениях Репню, а обвиняли своих собственных чиновников.

    Таким образом, Василий III оказался в положении судьи не только между князем Репней и городом Псковом, но и между двумя псковскими конфликтующими группами. Единство псковского общественного мнения было разрушено. Василий объявил, что он будет рассматривать жалобы в день Крещения, 5 января 1510 г. Все должны были явиться ко дворцу великого князя. Простые люди должны были ждать во дворе; знать были приглашена в зал дворца. Когда вся знать собралась там, вошли бояре великого князя и объявили:"Вы арестованы волей Божьей и великого князя Василия Ивановича Всея Руси". Простые люди были переданы под охрану новгородских властей.

    Об этом вскоре, благодаря одному псковскому купцу, узнали в Пскове. Купец ехал в Новгород, но по пути был предупрежден новгородцами и сразу повернул обратно. Ужас охватил людей. Сразу же собралось вече. Некоторые псковичи хотели поднять восстание против Василия. Другие возражали, говоря, что Псков связан клятвой верности великому князю. Третьи напоминали народу о том, что они остались без большинства должностных лиц, и что организовать новое правительство будет трудно. Наконец было решено направить особого посланника к Василию III, чтобы молить великого князя о милосердии. Отвечая на мольбу посланника, Василий отправил в Псков Третьяка Долматова, чтобы тот сообщил, что великий князь готов вернуть свое благорасположение Пскову, но с двумя условиями. Во-первых, вече должно было быть уничтоженно и вечевой колокол снят; во-вторых, отныне Псковом будут править два великокняжеских наместника. Долматов предупредил псковичей, что если они отвергнут эти условия, то великий князь пойдет на Псков войной.

    Псковичи были ошеломлены. "Не проливали слез только дети" - отмечает летописец. На следующий день псковичи приняли неизбежное. Они, однако, напомнили князю, что хранили свою клятву верности и упрекнули его в том, что он свою не сдержал. Псковичи сказали, что они принимают свою судьбу как Божье наказание, намекая, что и великого князя может когда-нибудь настигнуть кара Божья. 13 января 1510 г. вечевой колокол был снят с колокольни собора Святой Троицы. Народ плакал над утратой символа его свободы. В ту же ночь колокол был отправлен кораблем в Новгород.

    Настала очередь присоединения, оставшейся части Рязани. В 1517 году Василий призвал к себе в Москву рязанского князя Ивана Ивановича, пытавшегося вступить в союз с крымским ханом, и велел посадить его под стражу (в дальнейшем Ивана постригли в монахи и заточили в монастырь), а его удел забрал себе. После Рязани было присоединено Стародубское княжество, в 1523 году — Новгород-Северское, с князем которого Василием Ивановичем Шемячичем поступили по примеру рязанского — заточили в Москве.

Внешняя политика Василия III

    В 1512 году началась новая война с Литвой. 19 декабря Василий III , Юрий Иванович и Дмитрий Жилка выступили в поход. Смоленск был осаждён, но взять его не получилось, и русское войско вернулось в Москву в марте 1513 года. 14 июня Василий снова выступил в поход, но, отправив воевод к Смоленску, сам остался в Боровске, ожидая, что будет дальше. Смоленск снова был осаждён, а его наместник, Юрий Сологуб, убит в открытом поле, но и эта осада была неудачной. Опустошив окрестности города, Василий велел отступить и возвратился в ноябре в Москву. 8 июля 1514 года войско во главе с великим князем в третий раз выступило к Смоленску, на этот раз вместе с Василием шли его братья Юрий и Семен. Новая осада началась 29 июля. Артиллерия наносила осаждаемым тяжёлые потери. Тогда жители Смоленска поняли их безвыходное положение, и в тот же день Сологуб и духовенство города вышли к Василию III и согласились сдать город. 31 июля жители Смоленска присягнули великому князю, и Василий 1 августа вступил в город.        Вскоре были взяты окрестные города — Мстиславль, Кричев, Дубровны. Некоторое время спустя русское войско, которым командовал Иван Челядинов, потерпело тяжёлое поражение под Оршей, но литовцы вернуть Смоленск так и не смогли.

    В 1518 году Казанским ханом стал дружески настроенный к Москве Шах Али-хан, но правил он недолго: в 1521 году его сверг крымский ставленник Сахиб Гирей. В том же году, крымский хан Мехмед I Гирей устроил набег на Москву. Вместе с ним из своих земель выступил казанский хан. Русское войско под руководством князя Дмитрия Бельского потерпело поражение на реке Оке и было вынуждено отступить. Татары подошли к стенам столицы. Сам Василий в то время уехал из столицы в Волоколамск собирать армию. Но татары не собирались брать город: опустошив округу, они повернули обратно на юг, опасаясь астраханцев и собранного Василием войска, однако, взяли с великого князя грамоту о том, что тот признает себя верным данником и вассалом Крыма.

Василий III на французской гравюре Андре Теве.

    В 1522 году в Москве опять ожидали крымцев, Василий с войском даже сам стоял на Оке. Хан так и не пришёл, однако опасность со стороны степи не миновала. Поэтому Василий в том же 1522 году заключил перемирие с литовцами, по которому Смоленск остался за Москвой. Казанцы же всё не успокаивались. В 1523 году, в связи с очередной резнёй русских купцов в Казани Василий объявил новый поход. Разорив ханство, на обратном пути он основал город Васильсурск на Суре, который должен был стать новым надёжным местом торга с казанскими татарами. В 1524 году после третьего похода на Казань был свергнут союзный Крыму Сахиб Гирей, а вместо него ханом был провозглашён Сафа Гирей.

    В 1527 году было отражено нападение Исляма I Гирея на Москву. Русские войска заняли оборону в 20 км от Оки. Осада Москвы и Коломны длилась пять дней, после чего московская армия перешла Оку и разгромила крымское войско на реке Осётр. 

    ⁠Смерть Василия III

21 сентября 1533 г. Василий III вместе со своей супругой Еленой и двумя детьми отправился паломником в Сергиево-Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл Николай Булев, Василий сказал ему: "Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь ли ты сделать что-нибудь, применить какое-нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?" Врач ответил: "Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил свое собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких лекарств для тебя, кроме Господней помощи".

    Лицом к лицу с надвигающейся смертью, Василий III проявил великую силу духа. Он говорил тем, кто был вокруг него: "Брал Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу". Перед смертью Василий III хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий III был пострижен в  монахи. Он умер 3 декабря 1533 г. (подробное Сказание о смерти Великого князя Василия III Ивановича)

Василий III Иоаннович (г/ж 25 марта 1479 — 3 декабря 1533)

Заказать