Олег "Вещий"

    Рюрик (все о Рюрике), из-за малолетства своего сына Игоря (все об Игоре), передал после своей смерти власть своему родственнику, Олегу. В русских летописях, Олег известен как Вещий, Далекоглядящий, Мудрый, Святой. Этот эпитет происходит  от игры со значением имени в скандинавском варианте: Хелги (первоначальная скандинавская форма имени Олег) означает «Святой»; русское прилагательное «Вещий» является, таким образом, не чем иным, как перевод от «Хелги». По-норвежски Вещий Олег именуется Хелги. Князь Олег, по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию. Но для этого приходилось покорить все племена, живущие по Днепру. Князь Олег набрал из ильменских славян, из кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг.

Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, затем взял Любеч, город северян, оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше. В 878 г. Олег захватил Киев и, в конце концов, установил свою власть в Южной Руси.

    Олег знал, что Киев силою нелегко будет взять- княжили там Аскольд и Дир. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам. Киевские князья, вовсе не подозревая злого умысла, вышли одни на берег. Тогда воины, спрятанные в лодках, выскочили и окружили их. «Вы не князья и не княжеского рода, а я княжеского – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним ребёнка-Игоря, – а вот сын Рюрика». По знаку Олега воины его бросились на Аскольда и Дира и убили их. Погребли их у берега Днепра на горе (которая сейчас находится у  Киева и  называется Аскольдовой могилой). Киевляне, оставшиеся без князей и застигнутые врасплох, подчинились князю Олегу.
Убийство Аскольда и Дира по приказу Олега.Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

    Полюбился ему Киев, назвал он его «матерью русских городов», и стал Киев с этого времени главным русским городом. Очевидно, что Киев не мог быть последней целью натиска Олега с севера. Он должен был послужить ему базой для дальнейшего движения на юг, нацеленного на открытие путей к Черному и Азовскому морям, с Транскавказом и Константинополем в качестве финального приза.

    Киевская база была расширена с покорением древлян – воинственного племени, обитавшего в это время в бассейне Припяти, на северо-западе от земли полян, т.е. собственно региона Киева. Олег установил для них дань в мехах (около 880 г.). Дальнейшему наступлению на юг и юго-восток, по рекам Днепр и Буг, противились мадьяры. Земли на восток от среднего и нижнего Днепра контролировались хазарами.Хазарская проблема стала первостатейной по значимости для Олега. Необходимо было избавиться от хазарского контроля над славянскими племенами к востоку от среднего Днепра. И, конечно, следующим шагом Олега стало распространение своей власти на эти племена. Около 882 г. он нанес поражение северинам, после чего они прекратили выплату дани хазарам и взамен согласились платить «легкую дань» Олегу. Под впечатлением победы над северинами их северо-западные соседи – радимичи – добровольно согласились (885 г.) платить Олегу ту же дань, что прежде они выплачивали хазарам. В этом случае дань была в серебряных монетах (шеляг). Затем внимание Олега сместилось на юго-запад. Конфликты в 890г также были у Олега между - мадьярами, уличами и тиверцами (мадьяры были разбиты около 897г булгарами и печенегами-прим. Вернадского Г.В.- историк,ученик историка Ключевского).

    В 907 г. Олег отправился в поход на Константинополь.  Согласно «Повести временных лет», это была комбинация пешей и морской операции. В последней, как говорят, участвовало две тысячи лодок. Русские достигли Константинополя одновременно с суши и с моря, и окраины имперской столицы были бежалостно разграблены. Греки преградили доступ к внутренней части Константинополя – Золотому Рогу – цепями, но, по истории летописца, Олег приказал поставить лодки на колеса и таким образом по крайней мере часть русской эскадры добралась посуху к расположенным выше богатствам Золотого Рога. Греки запросили мира. После победоносной кампании против греков, которая привела его к вратам Константинополя, греки начали переговоры, послав ему изысканные яства и вина. Быстро сообразив, что к чему, Олег отказался отведать угощение, подозревая, что пища и вино, возможно, отравлены. После этого греки оставили уловки и приняли условия мира- согласившись платить дань и заключить торговый союз, выгодный для русских. Согласно преданию, перед отъездом из Константинополя, Олег, водрузил свой щит на ворота города.

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда.Гравюра Ф. Бруни, 1839

    Согласно условиям договора 907 г., греки должны были заплатить – по двенадцать гривен за каждую уключину двух тысяч русских лодок – и в дополнение выделить специальные фонды для важнейших русских городов (Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других). Из этих фондов византийское правительство должно было обеспечить обильную пищу для купцов этих городов в течение их пребывания в Константинополе, а также снабдить их лодки едой и всем необходимым для обратного пути из Константинополя на Русь. Во время визита русских в Константинополь их размещали в пригороде, близ церкви св. Богородицы. Характерно, что русские купцы при торговых сделках не должны были платить какую-либо пошлину.Договор 907 г. стал основанием дальнейшему коммерческому взаимодействию между русскими и греками.

    В соглашении 911 г. было добавлено несколько юридических деталей технического порядка. Разрешение проблем взаимных оскорблений, убийств, воровства и других преступлений, совершенных гражданами одной страны против граждан другой, подверглось урегулированию, особое внимание уделялось случаям бегства рабов. Все условия основывались на духе полного равноправия двух наций.

    Успех Олега в Черном море открыл дорогу русской торговле, оживив коммерческое взаимодействие между русскими и греками, что создавало основу благосостояния для княжества.

Легенда

    В русской традиции Олег прославляется как мудрый правитель и удачливый воин; он в особенности почитался за свой ум во взаимоотношениях с врагами.

    Последнее сказание об Олеге, повествующее о его смерти, противоречит его репутации прозорливого человека. Согласно легенде, популяризованной А.С. Пушкиным в его великолепной поэме «Песнь о вещем Олеге», князь был предупрежден кудесником: он примет смерть от своего коня. Под впечатлением этого пророчества он постарался не ездить на нем. Позднее, когда ему показали скелет коня, он наступил на него, пренебрегая предсказанием: в ту же минуту из останков выползла змея, ее укус оказался смертельным для Олега.

    Легенда с очевидностью назидательна, ее цель – доказать, что даже мудрейший человек беспомощен перед Судьбой.Характерно, что русские легенды об Олеге, включая повествование о его смерти, имеют близкие параллели в скандинавской саге об Одде. В саге говорится, что Одд умер от укуса змеи в Норвегии, куда он возвратился после своих подвигов на Руси.