В 1164 году Андрей провёл поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

    После смерти Ростислава в 1167г. единство княжеской семьи было разрушено. Андрей Боголюбский усмотрел для себя удачный случай и 8 марта 1169г. его мощная армия захватила мать городов русских (Киев) и беспощадно разграбила его.

    Завоевав Киев, Андрей стал наиболее могущественным из русских князей. Он был надменным человеком, одержимым монархической идеей. К боярам он относился скорее как к своим подчиненным, нежели как к советникам.

    Чтобы избавиться от мешавшего ему вече в городе Суздале, он перенес  столицу княжества Суздальского в новый город Владимир. А затем выстроил в ближней деревне Боголюбово роскошный дворец, он любил его и проводил в основном все свое время там. В честь чего и стал называться Боголюбским.

Андрей Юрьевич Боголюбский (г/ж ок.1111- 29 июня 1174г.)

    Андрей, с точки зрение суздальских интересов, хотел контролировать Новгород. В 1170г. он направил армию против северного города. Но это нападение было отраженно новгородцами: Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. На 4-й день осады, 25 февраля, был предпринят штурм, продолжавшийся целый день. К вечеру Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты). Легенда приписывает их успех чудесному вмешательству богородицы. Тогда Боголюбский решил заблокировал Новгород, перекрыв ему поставки продовольствия, и непокорный город запросил мира.
Битва новгородцев и суздальцев. фрагмент иконы 1460 года

    Несмотря на контроль над Новгородом и Киевом, Андрей не мог распространить свою власть на всю Русь. Черниговское княжество, так же как Волынь и Галич оставались независимыми.

    Андрей Боголюбский был убит в 1174г. Согласно Ипатьевской летописи, обстоятельства убийства князя Андрея в княжеском дворце в Боголюбово было таково: заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался. 

    Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя. Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору.

    Так его описывает историк Ключевский: Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом.

Наплечники Андрея Боголюбского — подарок Фридриха Барбароссы. Германский национальный музей, Нюрнберг

x